Капитальные вложения и капитальное строительство

Систематический рост экономического могущества страны и материального благосостояния народа в большой мере предопределяется уровнем капитального строительства, вводом новых производственных мощностей. Капитальное строительство— это особая отрасль материального производства, в которой создаются основные фонды народного хозяйства.

Главная задача капитального строительства — своевременный ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов, уменьшение их стоимости при высоком техническом уровне строительно-монтажных работ.

В нефтяной промышленности объекты капитального строительства— нефтяные, газовые, нагнетательные, контрольные и другие скважины, базы нефтяных промыслов, дороги, кустовые насосные и компрессорные станции, нефтегазопроводы, котельные и т. д. Эти объекты, после того как они вступают в эксплуатацию, становятся основными фондами.

Добывающие отрасли, в том числе нефтяная промышленность, отличаются высокой капиталоемкостью. На 1 тыс. руб. продукции добывающих отраслей надо затратить в 3—4 раза больше капиталовложений, чем в обрабатывающих отраслях. Это требует дополнительных капитальных вложений на развитие добывающих отраслей.

КПСС поставила задачу строить быстро, экономно и на высоком техническом уровне. Для этого предложено обеспечить концентрацию капитальных вложений и материальных ресурсов на важнейших пусковых стройках, ограничение числа одновременно сооружаемых объектов, индустриализацию строительного производства. Намечен широкий круг мероприятий по совершенствованию организации капитального строительства, внедрению высокоэффективной техники и технологии, позволяющей резко сократить затраты ручного труда, комплектно-блочного метода и бригадного подряда в строительстве. В 1981 г. примерно 40% общего объема строительных работ по стране выполнялось бригадами, работающими на подряде. К концу одиннадцатой пятилетки эта цифра составила около 60%.

Значительно повысится уровень индустриализации строительства в нефтяной промышленности на основе комплектно-блочного метода сооружения производственных объектов. Этот метод стал основным в практике обустройства нефтяных месторождений. Применение его позволяет в 2—3 раза повысить производительность труда, улучшить качество работ. В условиях Западной Сибири использование комплектно-блочного метода при сооружении наземной части нефтепромысловых объектов позволило сократить численность строителей в 4—5 раз, снизить себестоимость на 10—12%. В настоящее время основная часть добываемой нефти проходит подготовку на блочных установках, более 80 % закачки воды также осуществляется на блочных кустовых насосных станциях.

Капитальное строительство в нефтяной промышленности имеет специфические особенности, влияющие как на форму организации строительно-монтажных работ, так и на структуру капитальных вложений. К ним относятся следующие:

рассредоточенность и локальность строительства объектов; малообъемность сооружений (сметная стоимость объектов в редких случаях достигает 4—8 млн. руб.);

непрерывность строительства — на протяжении всего времени эксплуатации месторождения;

незначительная доля расширения, реконструкции и модернизации средств труда, преобладание нового строительства;

преобладающий удельный вес подрядного способа строительства (свыше 97%). В ближайшее время намечается увеличение объема строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами (хозяйственным способом);

финансирование почти всего объема капитального строительства за счет централизованных капиталовложений. Фонд развития производства создается только за счет отчислений от прибылей и реализации излишних средств труда и целиком используется на приобретение новой техники.

Наибольший объем капитальных вложений направляется на бурение скважин, являющихся основным и дорогостоящим видом сооружений. На бурение скважин приходится более 50% капитальных вложений, направленных в нефтедобывающую промышленность. Поэтому при планировании капитальных вложений очень важно обеспечить правильный расчет объема буровых работ.

Повышение эффективности капитального строительства предопределяется в процессе его планирования.

План капитального строительства — один из ведущих разделов техпромфинплана предприятия. Главная форма государственного планирования капитального строительства и капитальных вложений — пятилетний план с распределением плановых заданий по годам. Одно из решающих условий успешного выполнения плана капитального строительства с наилучшими технико-экономическими показателями — сбалансированность его с ресурсами материалов, оборудования, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также с мощностями строительно-монтажных организаций.

Исходными данными для разработки плана капитального строительства являются:

перспективный план развития предприятия; контрольные цифры министерства;

данные об эффективности использования действующих производственных мощностей;

объемы имеющихся заделов и незавершенного строительства;

проектно-сметная документация;

основные показатели эффективности строящихся объектов; данные о передовом опыте эксплуатации ранее построенных объектов.

Ведущий раздел плана капитального строительства — план ввода в действие производственных мощностей и объектов в натуральном и денежном выражении.

Деятельность как заказчиков, так и подрядных строительных организаций оценивают по результатам ввода в действие производственных мощностей и объектов, т. е. по готовой строительной продукции, в том числе по результатам прироста мощностей за счет технического перевооружения и реконструкции предприятий.

План ввода в действие производственных мощностей базируется на перспективных плановых расчетах и балансах производственных мощностей по производству каждого вида продукции. Эти балансы показывают наличные мощности и те резервы, которые можно использовать для обеспечения производства планируемого объема продукции.

Баланс производственных мощностей состоит из следующих элементов:

где М — общая среднегодовая производственная мощность в натуральном выражении; Мнач — действующие мощности к началу планируемого периода; АМ\— среднегодовой прирост мощностей за счет интенсификации производства; ДтИг — среднегодовой прирост мощностей за счет реконструкции и расширения действующих мощностей; ДМ3— среднегодовой прирост мощностей за счет нового строительства; AAf4 — среднегодовое выбытие мощностей из-за физического и морального износа.

Прежде чем определить прирост мощностей за счет нового строительства (АтИ3), основное внимание должно быть уделено использованию действующих мощностей (Л1Нач). В нефтедобывающей промышленности это означает полное использование возможностей действующего фонда скважин увеличением их дебита при проведении различных геолого-технических мероприятий и максимальным сокращением их простоя.

В плане ввода в действие производственных мощностей определяется также объем незавершенного- строительства, т. е. необходимый задел на будущие плановые периоды. В связи с ориентацией плана капитального строительства на конечные результаты объем незавершенного строительства должен постепенно сокращаться. Поставлена задача: в ближайшие годы довести объем незавершенного строительства и запасов неустановленного оборудования до установленных нормативов.

Внедрение расчетов между заказчиками и подрядчиками за полностью законченные и сданные в эксплуатацию объекты (товарную строительную продукцию) и прекращение промежуточных расчетов должны создать стимул для сокращения сроков и ускорения ввода объектов в эксплуатацию, а следовательно, уменьшения объема незавершенного строительства.

Следующий раздел плана капитального строительства — это план капитальных вложений и строительно-монтажных работ, который рассчитывают исходя из данных первого раздела плана капитального строительства.

Начиная с одиннадцатой пятилетки объем капитальных вложений из оценочного показателя превратился в ресурсный, определяющий предельную величину капитальных вложений для осуществления планируемого ввода новых объектов и создания нормативных заделов. Лимиты капитальных вложений устанавливаются в пятилетнем плане и переутверждению в годовых планах не подлежат. Установление лимита капитальных вложений вместо их объема имеет принципиальное значение. Оно не будет ориентировать строительные организации на увеличение расходования средств и деление объектов на «выгодные» и «невыгодные», как это было раньше.

Одна из важнейших задач планирования капитальных вложений— концентрация их на пусковых объектах, на ограниченном числе строек, с тем чтобы быстрее вводить их в эксплуатацию и получить запланированную продукцию. При этом особое значение имеет совершенствование технологической структуры капитальных вложений, повышение доли их на приобретение оборудования и машин в общем лимите капитальных вложений. Объем капитальных вложений в бурение скважин рассчитывают, исходя из заданного числа метров проходки, установленных скоростей и стоимости 1 м проходки с учетом геологических особенностей каждой группы месторождений. На основе этих данных определяют удельные капитальные затраты на бурение одной скважины соответствующего назначения. Нормативы удельных капиталовложений разработаны для отдельных нефтедобывающих районов Гипровостокнефтью. Они служат основанием для планирования объема капиталовложений. Аналогичные нормативы действуют для планирования капитальных вложений на строительство нефтепромысловых объектов и на приобретение оборудования.

Сейчас разработаны новые нормативы удельных капиталовложений на строительство, затрат на проектно-изыскательские работы и на объемы незавершенного строительства.

Таким образом, общий объем (лимит) капитальных вложений в производственное строительство 2/Спл складывается из затрат на бурение Кбур, в том числе разведочное и эксплуатационное, обустройство нефтепромыслов Собус и на оборудование, не входящее  в сметы строек Кобоь-

При этом надо так планировать капитальные вложения, чтобы объект заканчивался строительством в нормативные сроки, так как от этого зависят величина ввода объектов в эксплуатацию и размер незавершенного строительства.

Эффективность капитального строительства во многом зависит от своевременной и качественной подготовки проектно-смет-ной документации. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. предусмотрено обеспечивать стройки утвержденной технической документацией на годовой объем работ к 1 июля, а не к 1 сентября, как было раньше. В соответствии с тем же постановлением в составе пятилетних планов разрабатываются и утверждаются перечни вновь начинаемых строек. Это обеспечивает непрерывность планирования капитального строительства, сбалансированность планов капитальных вложений с мощностями строительных организаций и повышение эффективности строительных работ. В зависимости от сметной стоимости объектов перечни их утверждают Совет .Министров СССР, советы министров союзных республик, министерства и ведомства СССР.

На основе перечней строек, лимитов капиталовложений и проектно-сметной документации разрабатываются титульные списки строек. Титульный список—-основной документ плана капитального строительства, на базе которого финансируется капитальное строительство. В титульных списках, составляемых по вновь начинаемым и переходящим стройкам, указывают: наименование объекта, его местонахождение, год начала и окончания строительства, проектную мощность и сметную стоимость объекта, задание по вводу производственной мощности,

лимит капитальных вложений на весь период строительства с распределением по годам.

Кроме титульных списков, составляют также внутри построечные титульные списки по каждой стройке с перечислением ее составных частей. На строительство скважин и на геологоразведочные работы составляются отдельные титульные списки. По важнейшим стройкам титульные списки утверждает Совет Министров СССР, по другим стройкам стоимостью 3 млн. руб. и выше — советы министров союзных республик, а по объектам сметной стоимости менее 3 млн. руб.— непосредственно министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик (кроме титульных списков, утверждаемых объединениями и предприятиями).

В настоящее время объекты обустройства нефтяных месторождений в титульных списках утверждаются в объединениях, главках и в министерстве нефтяной промышленности без согласования с Госпланом СССР. Это ускорило процесс разработки проектной документации и открытие финансирования строящихся объектов.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. утвержденные титульные списки должны быть неизменным плановым документом на весь период строительства. Изменения в титульные списки могут вноситься только при пересмотре проектов в связи с применением более совершенного оборудования и прогрессивной технологии.

Существует определенный порядок включения новых объектов в титульный список. Сооружение новых и расширение действующих предприятий можно начинать лишь в том случае, если потребности народного хозяйства в данном виде продукции не могут быть обеспечены на действующих мощностях путем их реконструкции и технического перевооружения.