Организация технического обслуживания геологоразведочных предприятий

Вспомогательное хозяйство предприятий разведочного бурения организовано примерно так же, как и вспомогательные службы управлений буровых работ, осуществляющих строительство добывающих скважин. Однако особенности геологоразведочных работ определяют специфику организации этого хозяйства, требуют создания дополнительных вспомогательных служб.

Одним из важнейших вспомогательных подразделений гео-олого-поискового предприятия является ремонтно-комплектовоч-ная база. Основные ее функции — комплектование полевых партий оборудованием, аппаратурой и инструментом, а также выполнение всех видов ремонтных работ.

Геологоразведочные предприятия потребляют весьма значительное количество электрической и тепловой энергии, а также энергии двигателей внутреннего сгорания. Бесперебойное обеспечение всех подразделений этими видами энергии, а также водой — основная задача энергетического хозяйства.

Выбор источника энергоснабжения зависит от целого ряда условий. Так, при предварительной разведке месторождения, поисково-разведочных работах, когда объем энергоемких работ незначителен, в большинстве случаев используют энергию двигателей внутреннего сгорания. При проведении работ с высокой энергоемкостью (например, бурение скважин) и наличии источников электроэнергии, расположенных на небольших расстояниях от места ведения работ, используют электроэнергию.

Для электроснабжения используют высоковольтные линии электропередач, собственные или принадлежащие другим предприятиям центральные электроподстанции и передвижные электростанции.

Если объекты партии получают электроэнергию от одного источника, то система электроснабжения называется централизованной, которая в большинстве случаев является наиболее экономичной.

На геологоразведочных работах еще широко распространена система децентрализованного (локального) электроснабжения. Источниками энергии при этом служат передвижные электростанции различных типов и мощностей.

Качество проводимых геологоразведочных работ зависит от организации лабораторных исследований.

По местоположению и назначению лаборатории геологоразведочных предприятий, выполняющие петрографические и другие анализы, делятся на полевые, расположенные на базах экспедиций (партий), и центральные, действущие при геологических управлениях и трестах. Крупные специализированные лаборатории создают также при научно-исследовательских и проектных институтах.

Основное преимущество полевых лабораторий — это возможность получения анализов в максимально сжатые сроки, что важно для определения правильного направления разведочных работ, особенно на ранних стадиях. Центральные лаборатории геологических управлений (трестов) проводят все виды анализов, недоступных в силу сложности полевым лабораториям. Они же осуществляют методическое руководство полевыми лабораториями.

Полевую лабораторию, входящую в состав экспедиции (партии) на правах цеха, возглавляет заведующий, подчиняющийся главному геологу или инженеру экспедиции (партии). Центральная лаборатория управления (треста) обычно объединяет лаборатории всех видов (химические, литологические и т. д.) и находится в непосредственном его подчинении.

Роль транспортного обслуживания геологоразведочных работ, которые проводят, как правило, в малонаселенных, труднодоступных районах, лишенных постоянных путей сообщения, в условиях, затрудняющих нормальную работу транспорта, постоянно растет. За последнее время в геологических организациях стали широко применять такие высокопроизводительные виды транспорта, как автомобильный, гусеничный, авиационный, резко сократился гужевой и вьючный. Увеличение грузопотоков на геологоразведочных работах при одновременном качественном изменении транспорта ведет к росту транспортных затрат, в отдельных случаях они достигают 50—60 % общей стоимости этих работ.

Большое значение в улучшении организации транспортного обслуживания имеет правильный выбор транспортных средств, при котором рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

  1. водный транспорт — наиболее дешевый, однако его при
    менение ограничивается местными и климатическими условиями,
    а также небольшой скоростью доставки грузов;

  2. железнодорожный транспорт обеспечивает большую ско
    рость доставки грузов при сохранении всех преимуществ вод
    ного и после него наиболее дешевый; им пользуются для пере
    возки грузов от центральных складов и баз снабжения до при
    рельсовых складов геологических экспедиций и партий;

  3. автомобильный транспорт — один из основных видов на
    геологических работах, однако дальние автомобильные пере
    возки (более 200—300 км) целесообразны только при отсут
    ствии водных и железнодорожных путей. Возможность исполь
    зования автомобильного транспорта зависит также от наличия
    в районах достаточной сети дорог и ограничивается сезонно
    стью перевозок;

  4. тракторный транспорт целесообразен при перевозках
    тяжеловесных и крупногабаритных грузов, массовых перевоз
    ках, при отсутствии достаточной сети автомобильных дорог,
    а также во время распутицы; для ряда районов он основной;

  5. авиационный транспорт — наиболее дорогостоящее сред
    ство перевозок, однако его преимущество — высокая скорость
    перевозок, отсутствие капитальных затрат на сооружение пу
    тей сообщения, использование его для срочных и дальних пе
    ревозок на небольших по грузопотокам направлениях (снабже
    ние поисково-съемочных партий и отрядов, удаленных буровых
    и т. д.); в труднодоступных районах авиационный транспорт
    используют при массовых перевозках;

6) гужевой транспорт применяют при невозможности ис
пользования всех других видов транспорта.

Геологические организации, как правило, используют несколько видов транспорта, исходя из условий ведения работ.

Транспортные средства, обслуживающие геологоразведочные работы, делятся на три группы:

  1. не принадлежащие геологическим организациям (авиа
    ционный, железнодорожный, водный, автомобильный, находя
    щийся в ведении централизованных государственных и ведом
    ственных транспортных организаций);

  2. принадлежащие геологическому управлению (тресту) сосредоточенные в его централизованных транспортных хозяй
    ствах;

3) принадлежащие геологическим экспедициям (партиям).
Для использования транспортных средств первой группы

геологическая организация заключает договор с транспортными предприятиями, которые выделяют ей транспортные средства на основе заявок.

Транспортные средства второй группы геологоразведочные предприятия используют для осуществления перевозок грузов от баз и прирельсовых складов геологического управления до баз экспедиций или до участков работ.

Кроме того, геологоразведочные предприятия могут арендовать транспортные средства у управлений технологического транспорта нефтегазодобывающих объединений.