Организация транспортного обслуживания буровых и нефтегазодобывающих предприятий

Виды и объем транспортных услуг, которыми пользуются предприятия нефтедобывающей промышленности, зависят от особенностей работ по разведке, бурению скважин и добыче нефти, Разбуривание и разведка нефтяных и газовых месторождений связаны с перемещением тяжелых буровых установок подчас на значительные расстояния. Процесс бурения связан с использованием большого числа бурильных и обсадных труб, долот, инструмента, реагентов, дизельного топлива и других материалов, что определяет большой объем транспортной работы по его материально-техническому обеспечению. Большая разбросанность производственных объектов (буровых, удаленность их от баз снабжения, места постоянного жительства рабочих (особенно при разведке и разбуривании месторождений Сибири, Европейского Севера) увеличивают объемы транспортной работы по доставке грузов и людей. К тому же основной объем перевозок грузов и оборудования происходит в условиях бездорожья, распутицы, что вызывает необходимость использования дорогостоящего транспорта высокой проходимости, авиации. Все это приводит к тому, что в транспортном обслуживании бурового производства занято около 10— 15 % численности рабочих бурения, затраты на транспортные услуги входят в себестоимость строительства скважин и составляют 10—12%, а в Западной Сибири достигают 20—25 %.

Процесс добычи нефти и газа также связан с большим объемом транспортных услуг. Нефтегазодобывающие предприятия используют значительное количество различных материалов для обработки призабойной зоны скважин, повышения нефтеотдачи пластов, подземного и капитального ремонтов скважин, обслуживания и ремонта нефтегазосборных сетей, ре-зервуарных парков, установок по подготовке нефти, оборудования и сооружений по закачке воды и других агентов в пласт и т. д.

Кроме перевозки различных материалов, транспорт необходим для перевозки вахтового персонала, ремонтных бригад, оборудования, инструмента и других видов груза. Наряду с транспортными средствами общего пользования как буровые, так и нефтегазодобывающие предприятия используют специальный транспорт и различные передвижные агрегаты.

При организации работы транспортного хозяйства большое значение имеет выбор транспортных средств для обслуживания отдельных подразделений предприятий. Выбор осуществляется с учетом их грузоподъемности, скорости, маневренности, проходимости и других показателей. При этом принимается во внимание объем грузопотоков, расстояние между начальными и конечными точками, характер транспортируемых материалов — габариты, физико-механические и прочие свойства. В зависимости от уровня дорожного обустройства здесь также наряду с обычными транспортными средствами используют транспорт высокой проходимости, особенно в отдаленных и труднодоступных районах.

Использование для определенных перевозок того или иного вида транспорта зависит от факторов, определяющих уровень экономичности перевозок. Основные показатели, используемые при выборе видов транспорта и возможных схем перевозок,— это себестоимость единицы транспортной работы, необходимые капитальные вложения, время доставки грузов.

При организации работы транспорта прежде всего должно быть изучено расположение производственных объектов и материальных складов. На эффективность перевозок влияет организация маршрутных перевозок на основе изучения величин и характера грузопотоков, числа транспортных средств.

Маршрутизация способствует закреплению за каждым маршрутом постоянных рабочих и транспортных средств, создает условия для сокращения простоев и повышения производительности труда персонала транспортного хозяйства.

Транспортное обслуживание в бурении и нефтегазодобыче осуществляется территориальными управлениями технологического транспорта и спецтехники (УТТ), входящими в состав управления технологического транспорта и спецтехники производственного объединения. Эти управления, как правило, специализируются на обслуживании НГДУ или УБР. Имеются УТТ, обслуживающие как НГДУ, так и УБР. Кроме того, в состав УТТ объединения может войти УТТ, специализирующееся на обслуживании дорожно-ремонтных контор треста «Дорстройремонт».

В состав каждого УТТ входят автомобильные и тракторные колонны. По необходимости создаются смешанные автотракторные колонны. Состав спецтехники в УТТ, обслуживающих УБР и НГДУ несколько отличен. Для УТТ, обслуживающих УБР, характерно наличие такой спецтехники, как цементировочные, цементосмесительные и пескосмесительные агрегаты на автомобильной базе (ЦА-320, ЦА-100, 4-ЦА-ЮО и

ДР-)-

В состав спецтехники УТТ, обслуживающих НГДУ, входят

передвижные исследовательские лаборатории «Азинмаш-8», «Азинмаш-45», агрегаты освоения скважин А-40, А-50, автоподъемник «Азинмаш-4», агрегаты гидроразрыва 4-Н-700, агрегаты наземного ремонта скважин АНР-1, АРОК, тракторные подъемники «Азинмаш-43-А», «Бакинец-ЗМ», Супр-25, СУПР-28, промывочные агрегаты «Азинмаш-32», АНТ-100 и др. В состав УТТ, обслуживающих УБР и НГДУ, входят также ремонтные мастерские и погрузочно-разгрузочные участки. Колонны, входящие в состав УТТ, оказывают транспортные услуги буровым и нефтегазодобывающим предприятиям на основе заблаговременно представляемых заявок.

Оперативное управление транспортными работами осуществляет диспетчерская служба УТТ.

К основным направлениям совершенствования транспортного обслуживания, снижения стоимости транспортных услуг относятся:

  1. создание для обслуживания буровых и нефтегазодобывающих предприятий специальных транспортных средств, способных работать в любых климатических и дорожных условиях, повышенной грузоподъемности, что должно обеспечить относительное уменьшение числа транспортных средств и персонала, обслуживающего их;

  2. улучшение имеющихся транспортных средств, сокращение объема холостых пробегов, более полная загрузка транспорта, улучшение учета его работы, сокращение времени и трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ на основе их комплексной механизации;

  3. дальнейшее совершенствование организации транспортного хозяйства на основе его дальнейшей специализации и централизации;

  4. применение экономико-математических методов при планировании транспортных услуг.