Планирование фондов экономического стимулирования на предприятии

Виды, назначение и источники образования фондов экономического стимулирования

Для усиления материальной заинтересованности работников в развитии производства и повышении его эффективности на предприятиях нефтедобывающей промышленности создаются фонды экономического стимулирования: фонд материального поощрения (ФМП), фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКМиЖС), фонд развития производства (ФРП).

Фонды экономического стимулирования образуются из той части прибыли, которая поступает в распоряжение предприятия. Кроме прибыли, источником образования ФРП является часть амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов, а также выручка от реализации излишнего имущества или имущества, потерявшего для конкретного предприятия производственное значение.

Фонд материального поощрения предназначен для текущего премирования работников предприятия, единовременного поощрения работников за выполнение особо важных производственных заданий, вознаграждения по результатам работы за год, премирования работников по результатам социалистического соревнования, а также для оказания единовременной помощи работникам предприятия.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используют на проведение мероприятий по улучшению условий труда и быта работников предприятия, на строительство, расширение, капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, на приобретение путевок в дома отдыха и санатории, удешевление питания в столовых и т. п.

Средства ФРП используют на техническое совершенствование производства при внедрении более производительной техники, модернизации действующего оборудования, механизации и автоматизации трудоемких процессов, совершенствования производства и труда.

Размеры фондов экономического стимулирования предприятия зависят от степени выполнения им фондонаделяющих показателей и установленных нормативов отчислений прибыли.

Госплан СССР разработал для союзных министерств и Советов Министров союзных республик нормативы определения размеров ФМП и ФСКМиЖС на пятилетие с распределением по годам, которые, в свою очередь, устанавливают нормативы образования фондов поощрения для промышленных объединений, подотраслей и республиканских министерств, предприятий.

В соответствии с этим положением фондообразующими показателями для министерств, объединений, предприятий установлены: рост производительности труда и удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции.

На основе этих показателей, общей суммы прибыли и сумм ФМП и ФСКМиЖС, устанавливаемых в пятилетнем плане по годам пятилетки, министерствам, объединениям, предприятиям рассчитывают стабильные по годам пятилетки нормативы образования фондов поощрения в процентах к прибыли. Так, норма тив Образования ФМП за рост производительности труда (ti\) определяют расчетом по формуле

где ФМП' — часть фонда материального поощрения, направляемая на стимулирование роста производительности труда, млн. руб.; Лтр — рост производительности труда нарастающим итогом к базисному году пятилетки, %; Яр — общая сумма прибыли, млн. руб.

Норматив образования ФМП за удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства (п2) рассчитывают по формуле

где ФМП" — часть фонда материального поощрения, направляемая на стимулирование удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства, млн. руб.; У — удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции, %; Яр — общая сумма прибыли, млн. руб.

В соответствии с основными положениями нормативы образования фонда материального поощрения в отдельных отраслях промышленности могут быть установлены и по другим качественным показателям: снижению себестоимости продукции, уровню рентабельности, повышению фондоотдачи и др. Однако, как правило, в число фондообразующих показателей должно входить задание по экономии трудовых затрат.

В добывающих отраслях, в том числе и в нефтедобывающей отрасли промышленности, применяют нормативы образования ФМП за единицу продукции в натуральном выражении. Норматив определяют по формуле

где п — норматив отчисления, руб. (коп.) прибыли на единицу продукции; ФМП' — часть фонда материального поощрения, предназначенная для стимулирования роста объема производства, млн. руб.; Q — объем продукции в натуральном выражении.

Стабильные нормативы образования ФСКМиЖС устанавливают для объединений, предприятий с учетом фактической обеспеченности работников жилой площадью, культурно-бытовыми, детскими учреждениями и т. д. в пределах 30—50 % фонда материального поощрения.

Стабильные нормативы образования фондов поощрения (ФМП и ФСКМиЖС) утверждаются министерствам, объединениям, предприятиям на пятилетку, причем по годам пятилетки размер нормативов дифференцирован.

Если министерства, объединения, предприятия принимают встречный план, показатели которого превышают показатели соответствующего года пятилетнего плана, то при расчете ФМП используют два уровня нормативов. ФМП определяет по утвержденным нормативам за показатели, соответствующие заданиям в пятилетнем плане, а за каждый процент превышения этого задания — по повышенным нормативам. ФМП увеличиваются за счет дополнительной прибыли (по встречному плану) или за счет централизованных фондов (резервов вышестоящей организации).

Соответственно, если показатели годового плана ниже принятых в пятилетнем плане, ФМП определяют по пониженным нормативам. Размеры снижения норматива устанавливаются вышестоящей организацией.

Определение размера фонда развития производства (ФРП) связано с расчетом:

величины средств амортизационных отчислений;

размера прибыли, направляемой в ФРП;

выручки от реализации излишнего имущества или имущества, потерявшего производственное значение для предприятия.

Для расчета величины амортизационных отчислений, направляемых в ФРП (АФРП) устанавливается норматив отчислений (п) в процентах от той части амортизационных отчислений, которые предназначены на полное восстановление (реновацию) основных фондов р):

Инструкцией о порядке образования и использования средств ФРП, утвержденной Министерством финансов СССР, Госпланом СССР, Госбанком и Стройбанком СССР величина норматива п предусматривается от 10 до 50 %•

Размеры прибыли, направляемой в ФРП (Anv) также определяются по нормативам (п'), установленным в процентах к ней (77р):

Стабильные нормативы образования фонда развития производства в производственных объединениях (предприятиях) утверждаются в дифференцированных размерах по годам пятилетки министерством в пределах нормативов, установленных по министерству в целом.

Выручку от реализации выбывшего и излишнего имущества определяют на основе данных плана реализации этого имущества, из планируемой выручки вычитают затраты предприятия, связанные с ликвидацией и реализацией имущества, потерявшего производственное значение, и оставшуюся сумму средств направляют в ФРП.

Кроме того, инструкция предусматривает прочие источники образования ФРП, часть дополнительной прибыли, получаемой

предприятием от реализации продукции по повышенным ценам (надбавки к оптовым ценам предприятия на продукцию повышенного качества); часть средств, получаемых предприятием от других предприятий, которые используют его научно-техническую документацию и др.

Нефтедобывающая промышленность отличается рядом специфических особенностей, которые требуют особого подхода к образованию поощрительных фондов. Система экономического стимулирования, действующая в нефтедобывающей промышленности, призвана заинтересовать весь коллектив отрасли в увеличении добычи нефти и газа с минимальными затратами труда. Фонд материального поощрения рассчитывают по годам пятилетки для Министерства нефтяной промышленности в целом. Установлены дифференцированные потонные ставки в копейках на 1 т валовой добычи нефти и газа:

за сохранение уровня добычи нефти и газа на уровне предыдущего года;

за прирост добычи нефти;

за дополнительную добычу нефти и газа (сверх плана текущего года);

за каждый процент роста производительности труда.

Министерство нефтяной промышленности утверждает нормативы для производственных объединений по добыче нефти и газа с учетом конкретных условий их деятельности (продуктивность месторождения, этап разработки месторождений и др.).

Потонные ставки для производственных объединений по добыче нефти и газа устанавливают за:

прирост (или снижение) уровня добычи нефти и газа;

дополнительную добычу нефти сверх плана;

каждый процент снижения удельной численности промышленно-производственного персонала на одну скважину.

Причем для объединений со стабильными и падающими объемами добычи нефти и газа потонные ставки за сохранение уровня добычи нефти и газа и снижение удельных трудовых затрат более высокие, чем для объединений с растущими объемами добычи нефти и газа.

Фактический размер фонда материального поощрения определяют следующим образом

где «ь п2, п3, п4 — нормативы отчислений прибыли (коп.) за 1 т нефти, т. е. потонные ставки соответственно за сохранение добычи нефти, прирост и добычу сверх плана и за 1 % снижения удельной численности промышленно-производственного персонала (на одну скважину); Qj пл — объем добычи нефти и газа по плану за предыдущий год, т; Q2™ — то же, по плану на текущий (расчетный) год, т; (?2ф — то же, фактически за текущий год, т; гУД2ф — фактическое снижение удельных трудовых затрат, %•

Если плановое задание по снижению удельных трудовых затрат не выполнено, то ФМП уменьшают на величину (гУД2пл — |

—^удгф) XQ2<j> 1,3 /г4- Потонная ставка за снижение удельных трудовых затрат в этом случае увеличивается на 30%.

Порядок расчета фонда материального поощрения предусматривает уменьшение отчислений при снижении уровня добычи нефти и газа по сравнению с планом добычи прошлого года на величину

где п'2 — потонная ставка, установленная для расчета размера снижения отчислений в ФМП при снижении уровня добычи нефти и газа, коп/т.

При невыполнении установленного плана добычи нефти и газа отчисления в ФМП уменьшаются на величину

Источник образования ФМП производственных объединений — прибыль от реализации нефти и газа, прибыль буровых и других предприятий, входящих в объединение.

По установленным потонным ставкам образуется ФМП для всего коллектива производственного объединения, т. е. не только для входящих в его состав нефтегазодобывающих производственных единиц, но и для буровых предприятий, строительно-монтажных управлений, управлений технологического транспорта, геолого-поисковых контор.

ФМП отдельным нефтегазодобывающим управлениям, входящим в состав производственного объединения (предприятия), рассчитывают по утвержденным для них потонным ставкам в том же порядке, что и для объединений.

Определение размера ФМП буровых предприятий и других производственных подразделений связано с установлением специальных фондообразующих показателей и нормативов отчислений. Право выбора этих показателей и нормативов отчисле- : ний предоставлено самим объединениям. При этом учитывается, что фондообразующие показатели должны стимулировать улучшение конечных результатов деятельности объединений, повышение эффективности производства и укрепление хозяйственного расчета.

С введением новых планово-оценочных г.оказателей деятельности буровых предприятий изменились фондообразующие показатели.

Для управлений буровых работ, деятельность которых оценивается по новым показателям, установлены следующие фондонаделяющие показатели:

1) число нормативных скважино-суток пребывания скважин у заказчика;

2) прирост запасов нефти, газа по категориям В + С.

На стимулирование по первому показателю направляется 90 % суммы фонда материального поощрения, по второму — 10%.

Норматив отчислений за стимулирование увеличения числа скважино-суток пребывания скважин у заказчика (п\) рассчитывают делением суммы ФМП, выделяемого объединением на эту цель (ФМП') в тыс. руб., на число нормативных скважино-суток пребывания скважин у заказчика (Т„). Норматив отчислений за прирост запасов нефти и газа (п2) рассчитывают делением части ФМП (тыс. руб.), направляемого на стимулирование прироста запасов нефти и газа (ФМП"), на планируемый в данном году прирост запасов (A3) в млн. т.

Пример расчета нормативов.

1. Размер фонда материального поощрения, принимаемый для расчета нормативов, тыс. руб 3920.

В том числе: а) размер ФМП, направляемый на стимулирование роста скважино-суток пребывания скважин у заказчика, тыс руб 3528;

б) размер ФМП, направляемый на стимулирование прироста запасов, тыс. руб 392.

  1. Число нормативных скважино-суток пребывания скважин у заказчика в планируемом году 170 033.

  2. Планируемый прирост запасов нефти и газа, млн. т 18,0.

  3. Норматив образования ФМП за каждые скважино-сутки пребывания скважин у заказчика, руб 20,75.

  4. Норматив образования ФМП за 1 млн. т прироста нефти или 1000 м3 газа, тыс. руб 21,72.

Предусматриваются дополнительные отчисления в ФМП или уменьшение этого фонда по следующим показателям:

за 1 % перевыполнения (недовыполнения) плана по производительности труда;

за перевыполнение (недовыполнение) времени пребывания скважин у заказчика предусматриваются дополнительные отчисления (или уменьшение отчислений) по установленному нормативу, руб/скв-сут;

за перевыполнение (недовыполнение) плана по приросту запасов по нормативу (руб.) за 1 млн. т нефти и 1 млрд. м3 газа.

Дополнительные отчисления в ФМП производятся за счет сверхплановой прибыли.

Пример расчета размера ФМП управления буровых работ по плану на год.

I. Нормативы отчислений в ФМП:

  1. За одни окважино-сутки пребывания скважин у заказчика, руб. 30,178

  2. За 1 млн. т прироста запасов нефти и 1 млрд. м3 газа, тыс. руб. 21,0

II. Фондонаделяющие показатели:

  1. Число скважино-суток пребывания скважин у заказчика по
    плану 12 393

  2. Планируемый прирост запасов нефти и газа, млн. т 2,0

III. Фонд материального поощрения по плану, образуемый за счет от
числений от прибыли, тыс. руб 416

В том числе:

а) за скважино-сутки пребывания скважин у заказчика, тыс. руб. 374

б) за прирост запасов нефти и газа, тыс. руб 42

В качестве фондообразующих для буровых предприятий, не

перешедших на новые планово-оценочные показатели, используют следующие показатели:

число сданных заказчику скважин;

сокращение продолжительности цикла строительства скважин;

снижение плановых затрат на строительство скважин и др.

Норматив отчислений прибыли в ФМП при этом устанавливают за каждую сданную скважину и за каждые сутки сокращения продолжительности цикла строительства скважин. Предусмотрены дополнительные отчисления за сверхплановую сдачу скважин и сокращение продолжительности строительства сверх установленного задания.