Планирование повышения квалификации и потребности в кадрах

В нашей стране большое внимание уделяется систематическому повышению квалификации кадров. Это относится как к инженерно-техническим работникам и служащим, так и к рабочим.

Гигантски возросшие масштабы социалистического производства, усложнение народнохозяйственных связей, происходящие изменения в характере труда и его организации предъявляют повышенные требования к руководящим и инженерно-техническим работникам. Руководители и специалисты производства должны хорошо знать технику, экономику, уметь анализировать результаты хозяйственной деятельности предприятий, правильно применять на практике моральные и материальные стимулы труда, владеть основами научного управления производством на базе современной техники.

Решению этих сложных задач по экономическому образованию кадров способствует действующая в нашей стране широкая сеть учебных заведений, курсов, факультетов, школ по повышению квалификации кадров. В настоящее время в стране действуют около 500 отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, 150 факультетов при вузах и более 500 курсов при научно-исследовательских и проектных институтах, предприятиях, вузах и техникумах. Несколько лет работает Институт управления народным хозяйством, осуществляющий переподготовку руководящих кадров.

Наряду с этим в нашей стране действует большое число отраслевых учебных заведений по повышению квалификации работников. Значительную работу в этом направлении ведут народные университеты технического прогресса, созданные общественными организациями крупных предприятий и институтов.

В системе министерств нефтяной и газовой промышленности также созданы институты (с филиалами в районах наибольшей концентрации предприятий) повышения квалификации ИТР, которые ведут большую работу по повышению уровня специальной и деловой подготовки кадров.

Постоянное совершенствование техники и технологии производства, широкое внедрение механизации и автоматизации производства обусловливают необходимость систематического повышения квалификации не только ИТР, но и рабочих. Социалистическое промышленное предприятие сегодня — это и школа массового обучения занятых на нем рабочих.

К основным формам массового повышения культурно-технического уровня рабочих можно отнести: курсы целевого назначения, производственно-технические курсы, школы обучения вторым профессиям, школы по изучению передовых методов труда.

В нефтяной промышленности широкое распространение получили школы по изучению передовых методов труда и школы по обучению вторым или смежным профессиям.

Обучение в школах передового опыта организуется непосредственно в бригадах, на рабочих местах, где новаторы производства показывают передовые методы и приемы работы.

В школах вторых и смежных профессий ведут подготовку рабочих широкого профиля, способных выполнять основные функции по обслуживанию оборудования в бурении и добыче нефти. Освоение рабочими вторых профессий является важным фактором роста производительности труда.

При планировании труда важно правильно определить дополнительную потребность в кадрах и составить план комплектования предприятия кадрами. Для этого используют данные об организованном наборе рабочих, о приеме специалистов, окончивших ремесленные училища, техникумы и высшие учебные заведения, о числе работников, прибывающих в порядке перевода с других предприятий, о привлечении неквалифицированных рабочих, о подготовке и переподготовке рабочих соответствующих специальностей и квалификации.