Планирование работы транспорта

При составлении плана работы транспортного хозяйства определяют и рассчитывают:

а) плановую номенклатуру и количество прибывающих грузов по группам;

б) грузопотоки внутри предприятия между пунктами погрузки и выгрузки грузов;

в) потребность в транспортных средствах по их видам;

г) объем погрузочно-разгрузочных работ с разбивкой на механизированные и ручные работы.

Основные плановые единицы:

грузопоток — количество грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя приемо-отправочными пунктами;

грузооборот — общее количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенное время (сутки, месяц, квартал, год).

При планировании внешнего грузооборота используют планы материально-технического снабжения, а также отчетные данные за последние годы о вывозе с предприятия отходов производства (например, металлолома).

Внутренний грузооборот планируют, исходя из плана производства предприятия, его цехов, планов завоза материально-технических средств, объема вышкомонтажных работ и общего расстояния транспортировки оборудования, объема перевозок рабочих к месту работы и жительства и т. д.

Потребность в транспортных средствах для перевозок внутри предприятия рассчитывают по грузопотокам. Для грузопотока суточная потребность в транспортных средствах А определяется

где Q — суточный объем перевозок, т; t — время, затрачиваемое на один рейс транспорта, ч;

I — длина пути до пункта назначения, м; v и v' — скорость машины соответственно с грузом и без груза, м/мин; tn я tp — время соответственно погрузки и разгрузки, мин; q — номинальная грузоподъемность транспортных единиц, т; Т — рабочее время транспорта в течение суток (принимается в зависимости от режима работы предприятия, например, при двухсменной работе 7=14 ч), ч; k — коэффициент использования грузоподъемности транспорта (& = 0,7—0,9); k' — коэффициент использования рабочего времени, учитывающий время на заправку горючим, различные виды обслуживания транспорта в течение рабочего

дня, возможные случайные задержки при перевозке (fe'=l,l—1,5).

Потребность в транспортных средствах рассчитывают по каждому цеху и складу, а затем суммируют по предприятию. На основе расчета внешнего и внутреннего грузооборота определяют общий грузооборот предприятия. При этом показывают направление грузопотоков и объем перевозок грузов с момента их поступления на склады предприятия. На основании этого плана составляют квартальные планы с помесячной разбивкой.

В целях определения оптимального варианта плана перевозок все шире находят применение экономико-математические методы, позволяющие выбрать наиболее экономичные грузопотоки от баз материально-технического снабжения до предприятия-потребителя. Решение такой задачи предусматривает определение системы ограничений (объемы перевозимых грузов от t-ro поставщика к /-му потребителю) и критерия оптимальности задачи (функции), например, минимума транспортных расходов по перевозке грузов (.F = min).

Если обозначить число поставщиков грузов (баз материально-технического снабжения) через Аи а число потребителей (предприятий) через Bh количество грузов, имеющихся на каждой базе через А, объем их потребления каждым предприятием через В, то систему ограничений задачи можно выразить следующими уравнениями: