Планирование ремонта основных фондов

Перевод экономики на интенсивный путь развития требует прежде всего улучшения использования производственных мощностей, основных производственных фондов. Улучшение использования машин, механизмов, оборудования как по его техническим возможностям, так и во времени позволяет увеличить выпуск продукции или объем выполняемых работ, повысить производительность труда работников и фондоотдачу.

Вместе с тем растет значение своевременного поддержания основных производственных фондов в рабочем состоянии, предупреждения поломок и остановок оборудования, преждевременного его изнашивания. Это обеспечивается проведением ремонта основных фондов.

На всех предприятиях нефтяной и газовой промышленности действует система планово-предупредительных ремонтов (ППР), т. е. система планомерно проводимых технических и организационных мер профилактического характера по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту, обеспечивающих высокое техническое и работоспособное состояние оборудования, а также мер, предупреждающих преждевременный его износ. В систему ППР входят:

  1. малый текущий ремонт — минимальный по объему, при котором заменяют отдельные изношенные детали с коротким сроком службы и регулируют механизмы;

  2. средний ремонт — более сложный и больший по объему, при котором частично разбирают оборудование, заменяют и восстанавливают изношенные детали; средний ремонт включает работы и очередного текущего ремонта;

  3. капитальный ремонт — наибольший по объему и сложности, во время которого полностью разбирают оборудование, снимают его с фундамента и заменяют вновь смонтированным, при этом выполняют очередные более мелкие ремонты, а иногда— работы по модернизации оборудования.

Кроме того, система ППР предусматривает: текущий уход за оборудованием — смазку, чистку, поддержание чистоты на рабочем месте и т. д. и межремонтное обслуживание — регулирование, устранение мелких дефектов, осмотры, промывку узлов и деталей, смену масла в смазочных емкостях и т. д.

Следует иметь в виду, что мелкий и средний ремонты относятся к работам по содержанию и сохранению основных фондов, когда заменяют конструктивные элементы средств труда, служащие меньше года. Поэтому расходы по этим ремонтам покрывают за счет текущих (эксплуатационных) затрат.

Капитальный ремонт относится к частичному возмещению фондов, когда заменяют конструктивные элементы средств труда, служащие больше года. Поэтому затраты на капитальный ремонт покрывают из фонда амортизации.

Основа для планирования ремонтов оборудования — структура и длительность ремонтного цикла.

Ремонтный цикл — это время между двумя капитальными ремонтами (для вновь установленного оборудования — время до первого капитального ремонта).

Структура ремонтного цикла — это состав, число и порядок чередования плановых ремонтов и осмотров в ремонтном цикле.

Примерная структура ремонтного цикла выглядит следующим образом: К — О — М — О — М — О — М — О — С — О — М — О — М — О — М — О — К; где К — капитальный ремонт, О — осмотр, М — малый ремонт, С — средний ремонт.

Длительность ремонтного цикла определяют в часах, как сумму времени работы соответствующего оборудования между ремонтами и времени продолжительности этих ремонтов.

Для установления длительности ремонтного цикла и каждого ремонта в отдельности используют следующие показатели:

межремонтный период — время между двумя смежными ремонтами;

межосмотровый период — время между ремонтами или осмотрами и очередным ремонтом;

ремонтная единица или единица ремонтосложности — единица измерения объема ремонтных работ по трудоемкости;

нормативы трудоемкости (ч) — время, необходимое на выполнение каждой ремонтной работы на одну ремонтную единицу, разрабатываемые по видам оборудования и видам ремонтов (капитальный, средний, мелкий ремонты и т. д.);

нормативы межремонтного обслуживания — число ремонтных единиц, которое может быть обслужено одним рабочим в рабочую смену (устанавливаются по видам оборудования и в зависимости от системы ведения ремонтных работ).

Длительность ремонта-—время с момента остановки машины (буровой установки, станка-качалки и др.) на ремонт до приема ее из ремонта, зависящее от сложности и других конструкторских особенностей машин, а также от системы ведения ремонтных работ.

По каждому виду оборудования, сооружений, зданий на предприятии должен быть график ППР.

Основная задача текущего планирования ремонта оборудования— определение годового объема ремонтных работ укрупненным методом и на основе графика ремонтов.

При укрупненном методе планирования годовой объем ремонтных работ устанавливают в нормированном времени ТР. н по отдельным видам  ремонтов

где Рц — ремонтный цикл, годы; ТЦ=Т\Р — трудоемкость всех ремонтных работ за ремонтный цикл для всего оборудования, ч; Т\ — трудоемкость одной ремонтной единицы за ремонтный

цикл, ч; Р = РС п — общее число ремонтных единиц; Рс — категория сложности ремонта данного вида; п — число единиц оборудования.

Годовой план ремонта оборудования (с разбивкой по кварталам) составляется по следующим разделам:

  1. номенклатура оборудования и объем ремонтных работ в натуральном выражении (единиц оборудования), в единицах ремонтно-сложности и в денежном выражении (по внутрихо
    зяйственным плановым ценам);

  2. календарный график проведения ремонтов;

  3. расчет производственной мощности ремонтных баз, мастерских и т. п.;

  4. план организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение плана и повышение эффективности ремонтных работ.

План ремонтных работ должен при необходимости предусматривать модернизацию оборудования, в соответствии с чем по такому оборудованию планируют необходимые сроки проведения ремонта, модернизации, затраты труда и материальных ресурсов.

При улучшении организации ремонтных работ, сокращении ручного труда, широком внедрении агрегатного метода ремонта оборудования и сосредоточении капитальных и средних ремонтов на специализированных ремонтных базах и заводах сроки проведения ремонтных работ сокращаются.