Прокатно-ремонтное хозяйство

Прокатно-ремонтное хозяйство. Количественный рост и техническое усложнение бурового оборудования, интенсификация режимов работ, условия его эксплуатации существенно повышают значение ухода за ним, быстрого и качественного ремонта. Увеличиваются масштабы этих работ. На ремонт основных фондов затрачиваются значительные материальные и трудовые ресурсы. В прокатно-ремонтных хозяйствах буровых предприятий занято 14—15 % всех работников бурения. На ремонт оборудования по отрасли ежегодно затрачивается свыше десятков миллионов рублей.

Особенность использования бурового оборудования (буровых установок и их узлов) заключается в том, что его по мере необходимости перевозят с места на место по территории разбуриваемого нефтяного месторождения. В связи с чем в значительной мере снижаются сроки службы оборудования, возрастают объемы ремонтных работ. При этом возникает необходимость тщательного контроля за движением оборудования и его учета, что позволяет определить местонахождение того или иного агрегата, узла, установки, инструмента, характер его использования.

По месту и времени проведения ремонтных работ в бурении их можно разделить на две группы:

  1. ремонты оборудования, проводящиеся в период бурения
    или испытания скважины, влияющие на продолжительность бу
    рения, если их проведение не перекрывается основными процес
    сами, поэтому необходимо добиваться максимального их пере
    крытия основными процессами (например, ремонт насосов в пе
    риод проведения спуско-подъемных операций);

ремонты, проводящиеся в монтажно-демонтажный период,
т. е. оборудование проходит профилактический ремонт после
окончания бурения и испытания скважины; эти ремонты не влияют на. продолжительность сооружения скважины, однако сокращение их продолжительности во многом определяет размер парка бурового оборудования предприятия.

Существуют следующие организационные методы проведения ремонтов: 1) агрегатный; 2) узловой; 3) агрегатно-узловой.

При первом методе на ремонтные базы отправляют изношенные агрегаты буровой установки (лебедка, насос, ротор и т. д.) для замены их исправными. Более прогрессивен узловой метод, при котором на ремонтные базы отправляют только отдельные узлы агрегата (валы лебедки, гидравлические коробки насосов и др.) для замены их новыми или отремонтированными. Этот метод сокращает простои оборудования, создает возможность сосредоточения на заводах однотипных узлов, что улучшает качество ремонта. Затраты предприятий на создание обменного фонда узлов значительно меньше, чем при агрегатном ремонте.

Ремонты по форме организации их проведения делятся на индивидуальные и обезличенные. При индивидуальном ремонте отремонтированные узлы и детали устанавливают на оборудование, с которого они были сняты. При обезличенном агрегат-но-узловом ремонте оборудование собирают из отремонтированных ранее узлов и деталей. Ремонт же сводится к разборно-сборочным работам и замене деталей и узлов, что в значительной мере сокращает продолжительность простоя оборудование. Эта форма организации особенно эффективна при большой программе ремонта однотипных машин и оборудования. Большую экономию обеспечивает специализация рабочих на ремонте отдельных узлов.

Организацию и руководство работами по прокату оборудования, его эксплуатации и ремонту на предприятии осуществляют главный механик и главный энергетик УБР через функциональные отделы (главного механика и главного энергетика). Основные работы по прокату оборудования, его профилактике, текущему и среднему ремонтам сконцентрированы в рамках базы производственного обслуживания (БПО) и проводятся соответствующими цехами. Свои ремонтные базы имеют службы, не входящие в состав БПО (тампонажный, вышкомонтажный, автотранспортный цехи или конторы).

Капитальный ремонт бурового оборудования, осуществляют крупные ремонтно-мехапические заводы (РМЗ), входящие, как правило, в состав нефтедобывающих объединений.

Цех проката и ремонта бурового оборудования обслуживает, ремонтирует и укомплектовывает буровое оборудование, восстанавливает инструмент и приспособления, изготовляет запасные части, блоки под буровое оборудование.

Текущие и средние ремонты осуществляются на буровых силами выездных ремонтных бригад, находящихся в штате цеха. В период между плановыми ремонтами слесари буровых бригад систематически осматривают буровое оборудование по специальному графику. Цех проката осуществляет паспортизацию оборудования и учет его движения, а также обеспечивает бережное хранение и консервацию оборудования.

Цех проката и ремонта турбобуров и труб предоставляет буровым бригадам забойные двигатели, проводит их технический осмотр (ревизию), организует текущий и капитальный ремонты, осуществляет паспортизацию и анализирует работу турбобуров (электробуров).

В составе цеха действуют специальные бригады по ремонту и обслуживанию забойных двигателей. В процессе эксплуатации турбобуры (электробуры) ремонтируют, как правило, в цехе. Цех доставляет двигатели на буровые и обратно, обеспечивает бесперебойное снабжение буровых бурильными и обсадными трубами, транспортирует их от цеха до буровых и обратно в ремонт.

Цех доставляет трубы с баз снабжения в УБР, подготавливает их для использования (проводят чистку, смазку резьбовых соединений; комплектацию, отбраковку, маркировку, опрес-совку обсадных труб; навинчивание замков и др.). В цехе осуществляются текущий и средний ремонты труб. В состав цеха входит группа по учету движения бурильных труб, определению степени износа и их классификации в зависимости от числа пробуренных метров.

В цехе проката и ремонта электрооборудования и энергоснабжения БПО контролируют эксплуатацию электродвигателей и другого электрооборудования на буровых, проведение мелких и средних его ремонтов, а также учитывают движение и паспортизацию оборудования, обеспечивают производственные объекты электроэнергией. В составе цеха имеются специальные группы, осуществляющие контроль за эксплуатацией линий электропередач и их ремонт в случае необходимости.

В функции инструментальной площадки БПО входят: обеспечение буровых бригад исправным и комплектным буровым инструментом (элеваторами, ключами и др.) и долотами, проведение их паспортизации, хранение, сбор отработанных долот и инструмента, учет их работы.

К основным резервам повышения эффективности ремонтно-прокатных служб в бурении относятся:

  1. повышение культуры эксплуатации оборудования, разработка научно обоснованных нормативов для ремонтно-эксплуатационных нужд с учетом специфики эксплуатации оборудования в различных природно-климатических условиях, повышение оперативности и точности учета и анализа работы оборудования;

  2. совершенствование смазочного хозяйства, подбор смазок, химическое исследование их качества, определение и соблюдение сроков смены масел, их хранение; разработка и внедрение смазочного инвентаря;

повышение стойкости запасных частей и оборудования изучение характера износа с помощью дефектоскопии;

  1. максимально возможное закрепление оборудования за исполнителями, предотвращение «обезлички» в его использовании;

  2. концентрация ремонтно-прокатных служб в целях улучшения использования ремонтного оборудования, производственных мощностей и кадров;

  3. специализация изготовления запасных частей по отдельным ремонтным предприятиям, что позволит снизить стоимость ремонтного обслуживания, повысить качество и работоспособность запасных частей и деталей;

7) внедрение передовых форм проведения ремонта и опыта лучших ремонтных предприятий, внедрение узлового метода ремонта (обеспечение обменного фонда запасных частей и узлов), специализация ремонтных рабочих по выполнению отдельных операций и т. д.