Себестоимость продукции и работ, прибыль и рентабельность производства

Себестоимость продукции и значение ее снижения

Себестоимость продукции — один из важнейших качественных показателей работы предприятий — представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятий на производство и реализацию продукции. Себестоимость — часть стоимости продукции, которая в социалистическом обществе состоит из следующих частей: стоимости потребленных средств производства; стоимости, созданной необходимым трудом; стоимости, созданной прибавочным трудом. Первые две части стоимости продукта, выраженные в денежной форме, составляют себестоимость продукции. Стоимость прибавочного продукта (продукта для общества) в современных условиях хозрасчета предприятий включается в себестоимость продукции не полностью. Конкретно это выражается в том, что в себестоимость продукции входят отчисления на социальное страхование, налоги и сборы и другие платежи. Поэтому, а также в связи с тем, что действующие цены на средства и предметы труда не всегда совпадают с их стоимостью, а заработная плата со стоимостью необходимого продукта, себестоимость может количественно не совпадать со стоимостью потребленных средств производства и необходимого продукта.

На величине себестоимости продукции отражаются уровень применяемой техники, технологии, организации производства и труда. По мере внедрения в производство новейших достижений технического прогресса, более совершенных и научных методов организации производства и труда происходит снижение себестоимости выпускаемой продукции, выражающееся в снижении расхода живого и овеществленного труда, приходящегося на единицу продукции.

В. И. Ленин придавал большое значение проблеме снижения себестоимости продукции на социалистических предприятиях. С первых же дней организации Советской власти он призывал аккуратно и добросовестно вести счет деньгам, экономно и бережливо расходовать сырье, материалы, энергию.

Снижение себестоимости продукции имеет большое народнохозяйственное значение. В результате снижения себестоимости продукции прежде всего увеличивается прибыль и растет рентабельность предприятий и отраслей народного хозяйства. В свою очередь, это ведет к увеличению финансовых ресурсов для осуществления расширенного социалистического воспроизводства, создания и развития материально-технической базы коммунистического общества в нашей стране. Снижение

себестоимости продукции достигается за счет более экономного расходования сырья, материалов, топлива, энергии, более полного использования производственных мощностей. В результате этого создается возможность увеличения объема промышленного производства без привлечения дополнительных материально-технических и трудовых ресурсов.

Снижение себестоимости продукции создает также возможность снижения цен на промышленную продукцию и товары народного потребления.

Это содействует подъему материального и культурного уровня жизни трудящихся нашей страны.

Особое значение приобретает проблема снижения себестоимости продукции на современном этапе развития народного хозяйства в нашей стране. Темпы развития и масштабы производства сейчас таковы, что каждый процент снижения себестоимости выражается в громадной сумме дополнительной прибыли. Если в конце первой пятилетки в масштабе всего народного хозяйства 1 % снижения себестоимости давал экономию до 20 млн. руб., то в начале девятой пятилетки она составляла уже около 2 500 млн. руб. В настоящее время каждый процент снижения себестоимости продукции в масштабе страны дает экономию около 4 млрд. руб. Следовательно, «весомость» каждого процента снижения себестоимости продукции с каждым годом значительно увеличивается.

Возрастающее значение снижения себестоимости продукции определяет важность борьбы за осуществление режима экономии на социалистических предприятиях, в том числе и на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. Он осуществляется разработкой и внедрением системы мероприятий, направленных на сбережение и рациональное использование материально-технических и денежных средств, снижение затрат живого труда, воспитание у трудящихся чувства бережливости, хозяйского отношения к доверенным им материальным ценностям.