Сметы на строительство скважин

Планирование стоимости буровых работ, их финансирование и расчеты с заказчиками осуществляют на основе смет на строительство нефтяных и газовых скважин, которые определяют общую сумму затрат, необходимых для строительства скважин согласно техническому проекту.

К отдельным статьям затрат относятся расходы, не включенные в приведенные разделы: затраты на промыслово-геофизической работы, резерв на производство работ в зимний период, накладные расходы, затраты на определение расположения буровой и устья скважины, определение азимута наклонного бурения, расходы по переезду топографо-геодезической бригады, на лабораторные работы, составление проектно-смет-ной документации, а также дополнительные затраты, включающие различные премиальные доплаты, надбавку за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, единовременное вознаграждение за выслугу лет, полевое довольствие.

В результате суммирования затрат по приведенным разделам и статьям~расходов сметы получают сметную себестоимость, а добавлением к ней плановой суммы накоплений — сметную стоимость строительства скважин, которая представляет собой общественно необходимые издержки на сооружение скважин. На сумму сметной стоимости заключают договоры между буровыми и нефтегазодобывающими предприятиями; суммарная сметная стоимость подлежащих строительству скважин определяет объем капитальных вложений на плановый период.

по разделам и статьям расходов используют следующие проектные и нормативные материалы:

  1. Проекта об объемах отдельных видов работ, об используемом оборудовании, инструменте, конструкции скважин, виде энергии, продолжительности строительства и другие показатели, определяющие технику, технологию и организацию работ;

  2. справочники сметных норм и расценок на строительство нефтяных и газовых скважин; Справочник
    укрупненных сметных норм на строительство нефтяных и газовых скважин» (СУСН) и «Прейскурант порайонных расценок на строительство нефтяных и газовых скважин» (ППР);

  3. .прейскуранты цен на материалы_и_оборудование, нормы транспортные тарифы и местные цены на некоторые виды материалов и услуг;

  4. данные о величине плановой скорости бурения;

5) нормы "накладных расходов и плановых накоплений.
Расчет затрат по четырем разделам сметы осуществляют в шести сметных расчетах.

В сметном расчете № 1 на подготовительные работы к строительству скважин и демонтажу трубопроводов и линий передач рассчитывают затраты по I разделу. В сметных расчетах № 2 и 3 определяют сумму затрат по II разделу сметы. В сметном расчете № 2 рассчитывают затраты на строительство и разборку (передвижку) вышки и привышечных сооружений и котельных. В сметном расчете № 3 определяют затраты на монтаж, демонтаж и амортизацию бурового оборудования. Этот расчет может быть выполнен в нескольких вариантах в зависимости от принимаемых методов монтажа — на индивидуальных фундаментах, блочный монтаж на крупных (расчлененных) блоках, на укрупненных блоках конструкции Гипронефтемаша и др.

Затраты по III разделу определяют в сметных расчетах № 4 и 5; в сметном расчете № 4 — затраты на бурение скважин, а в сметном расчете № 5 — затраты на крепление скважин.

Сметный расчет № 6 определяет затраты по IV разделу сметы — испытание скважин на продуктивность.

Во всех сметных расчетах учитывают транспортные расходы. Методика расчета затрат в сметных расчетах № 1, 2, 3 примерно одинакова. Сумму прямых затрат получают умножением стоимости единицы работ, т. е. расценки соответствующего раздела прейскуранта с добавлением транспортных расходов, на объемы работ. Данные о физических объемах работ и их характеристики принимают по техническому проекту, расценки — по «Прейскуранту порайонных расценок на строительство нефтяных и газовых скважин», а транспортные расходы — по расчету, исходя из стоимости транспорта 1 т материалов на требуемое расстояние и массы этих материалов на единицу работ.

В сметном расчете № 1 расчет затрат по отдельным статьям сводится к определению расходов на строительство, транспорт материалов, разборку и возврат их по формуле

где С — расходы на строительство, руб.; О — физический объем работ; р — соответствующая расценка ППР на единицу работ, руб.; М — количество материалов, приходящееся на единицу работ, т; т-—стоимость транспорта 1 т материалов на требуемое расстояние, руб.; а — расценка на единицу работ за разборку, руб.; в — расценка стоимости возврата материалов на единицу работ, руб.

Пример. Определить затраты по статье «прокладка трубопровода». Техническим проектом предусмотрена прокладка трубопровода протяженностью 450 м. Расход материалов (труб) составляет 1,2 т на 100 м. По I разделу прейскуранта находим: расценка стоимости строительства 100 м трубопроводов равна 233 руб., разборки—19 руб., стоимость транспортировки 1 т труб на расстояние 30 км — 2 руб. (табл. 26, раздел III прейскуранта), возврат материалов на 100 м—124 руб. Расходы по прокладке трубопровода составят: 4,5 • (233+1,2 • 2) +4,5 • 19—4,5 • 124=584 руб.

Расходы по сметному расчету № 2 определяют по следующим видам работ: сборка и передвижка вышки, строительство конструктивных узлов привышечных сооружений, основания под агрегаты при испытании на продуктивность, направления, водонасосной, здания котельной, транспортировка механизмов.

В сметном расчете № 3 определяют расходы по следующим видам работ: монтаж комплекта бурового оборудования, дополнительного оборудования, оборудования водонасосной, котельной, вышки; опрессовка, обвязка насосов, электроналадочные и заключительные работы. В этом же сметном расчете определяют амортизацию указанного оборудования и износ инстру мента (по нормам прейскуранта за сутки). Затраты по каждому виду работ в расчетах № 2 и 3 рассчитывают по методике, аналогичной методике расчета затрат на подготовительные работы.

В сметном расчете № 4 (подготовительные работы к бурению и бурение скважин) все затраты подразделяют на затраты, зависящие от времени и от объема (метров) проходки.

К числу статей сметы, величина затрат которых зависит от продо^тжитель^юсхи__бу£еш1я, относятся оплата труда буровой бригады, дополнительных рабочих по заготовке и обработке промывочной "жидкости; содеджание бурового оборудования и инструмента, амортизация буровых установок", материалы и запасне части прокат турбобуров и электробуров, бурильных тру5,""расход энергии и др. Затраты по этим статьям рассчитывают по расценкам ТП1—раздела прейскуранта. Сумма затрат равна произведению этих показателей. Расчеты по статьям имеют свои особенности. Так, сумму амортизации буровой установки определяют исходя из данных сметного расчета № 3 о суточной амортизации, которые умножают на продолжительность подготовительных работ и бурения. Затраты на электроэнергию складываются из основной платы, дополнительной платы на энергию, учтенную счетчиками, и затрат на содержание высоковольтных сетей.

Основную плату получают умножением установленной мощности трансформаторов и высоковольтных двигателей в кВ-А на продолжительность бурения, крепления и испытания скважины и стоимости 1 кВ-А  в сутки (табл. 37, III раздел ППР).

где Яосн — основная плата, руб.; Р — установленная мощность трансформаторов, кВ-А; В — продолжительность работ, сут.; См — стоимость 1 кВ-А в сутки, руб.

Дополнительная плата равна произведению стоимости Са 1 кВт-ч на суточный расход электроэнергии Рс в кВт-ч и на продолжительность бурения  7б и крепления Ткр'.

Расход электроэнергии на сутки бурения и крепления определяют, исходя из нормы расхода электроэнергии, установленной на 1 м проходки, глубины скважин и продолжительности бурения и крепления:

где Рс — суточный расход электроэнергии, кВт-ч; / — глубина скважины, м; Яуд — удельная норма расхода по СУСН, кВт-ч/м; Тб + Ткр — время бурения и крепления скважины, сут. Затраты на содержание высоковольтной сети определяют умножением стоимости суточного содержания сети на продолжительность работ. В расчете используют действующие цены и тарифы.

Затраты на транспорт материалов, бурильных труб, турбобуров и других видов грузов определяют, исходя из видов транспорта, расстояния и массы перевозимых грузов и расценок (табл. 26 и 27, III раздел ППР). В основном расценки предусматривают использование автотранспорта. Если единичная масса груза превышает 3 т, то допускается замена автотранспорта тракторной тягой. При бездорожье применяют поправочные коэффициенты на него.

Затраты по оплате труда буровой бригады рассчитывают отдельно по подготовительным работам к бурению и непосредственно бурению скважин, по которым применяют разные расценки. Суточная оплата буровой бригады дифференцируется в зависимости от цели бурения, категории скважины и состава бригады.

Затраты на техническую воду определяют, исходя из суточного расхода воды (табл. 13, III раздел СУСН), продолжительности бурения с расходованием воды и стоимости 1 м3 воды по утвержденным ценам или калькуляциям.

К затратам, зависящим от объема (метров) проходки, относятся затраты, связанные с износом бурильных труб, долот, токоподвода электробура, шурфа, расходы по опрессовке бурильных труб, по транспортировке бурильных труб, долот, труб для шурфа.

Затраты по износу бурильных труб определяют умножением стоимости износа труб, приходящегося на 1 м проходки, на величину проходки в метрах по интервалам бурения. Затраты на долота определяют умножением их цены на число долот по техническому проекту. Затраты по опрессовке бурильных труб получают умножением стоимости опрессовки 1 м труб (табл. 24, III раздел ППР) на число метров по техническому проекту.

Методика расчета транспортных расходов рассмотрена выше.

В сметном расчете № 5 определяют расходы по креплению скважин таким же образом, как и в расчете № 4.

К неизменным затратам, рассчитываемым как затраты, зависящие от времени, относятся: оплата труда рабочих, содержание и амортизация бурового оборудования, стоимость материалов для эксплуатации оборудования, проката забойных двигателей, бурильных труб, энергии и др.

К переменным затратам относятся: стоимость труб, цемента с добавками, рябот по пемрнтигмтванию колонн, транспортные расходы. Эти затраты определяют, исходя из физического объема работ по техническому проекту и цен, и расценок соответствующих таблиц III раздела ППР, т. е. как затраты, зависящие от объема проходки.

В сметном расчете № 6 определяют расходы по испытанию скважин на продуктивность. В него входят такие затраты, как оплата труда бригады по испытанию скважин, содержание и амортизация оборудования, амортизация фонтанной арматуры и

насосно-компрессорных труб, материалы и запасные части, энергия, спецтранспорт, прочие расходы. При испытании пластов тестером составляют сметный расчет № 6а.

Кроме рассмотренных сметных расчетов, смета на строительство скважин включает дополнительные статьи затрат. К ним относятся следующие.

Промыслово-геофизические и исследовательские работы, сумму затрат по которым устанавливает объединение или геологическое управление для каждого предприятия по данным предыдущего года в процентах от стоимости работ по III и IV разделам сметы. Если данные работы оплачиваются по стоимости содержания геофизической партии, то составляют сметный расчет № 7.

Резерв на проведение работ в зимний период. По данной статье определяют дополнительные расходы, связанные с удорожанием работ по I и II разделам сметы (подготовительные работы к строительству, работы по строительству, монтажу и демонтажу буровых и котельных) в зимний период. Величина удорожания равна 0,9—7,8 % от суммы затрат по I и II разделам сметы и зависит от того, к какой температурной зоне относится данный административный район бурения (табл. 19, III раздел СУСН). Кроме того, к данной статье относятся затраты по эксплуатации теплофикационной котельной установки. Сумму этих затрат определяют умножением расценки на среднее число суток отопительного сезона, которое, в свою очередь, рассчитывают по формуле

где Дер —среднее число суток отопительного периода, приходящееся на одну скважину; Яот — продолжительность отопительного периода для данной местности, сут.; Яср. Подг — средняя продолжительность подготовительных работ к бурению, бурения и испытания скважин, сут.

Продолжительность отопительного периода принимают по табл. 18 III раздела СУСН.

Затраты по четырем разделам сметы, а также по статьям «промыслово-геофизические и исследовательские работы» и «резерв на проведение работ в зимний период» составляют так называемые прямые затраты. На сумму прямых затрат начисляют накладные расходы по нормам, установленным для буровых предприятий. На общую сумму прямых затрат и накладных расходов начисляют накопления в размере 6 % от этой суммы.

В смету, кроме прямых затрат, включают также статьи затрат, на которые не начисляются накладные расходы и накопления. К ним относятся следующие статьи.

Затраты на топографо-геодезические работы при перенесении на местность расположения скважины, определение ее планово-высотного положения, азимута наклонного бурения и переезд топографо-геодезической бригады. Объем этих работ прини
мают по техническому проекту, а их стоимость — по ППР.

Затраты на лабораторные работы для получения анализов керна, шлама, нефти, газа, пластовой воды устанавливают в процентах от прямых затрат по III разделу сметы. Размер процента зависит от назначения скважин и составляет: для эксплуатационных скважин 0,15%, разведочных 0,3%, поисковых , 1,5 %, опорных 5 %.

Затраты на составление проектно-сметной документации, включаемые в смету только в' случае их выполнения специализированной организацией, определяют по «Справочнику укрупненных показателей стоимости проектных и изыскательских работ».

К дополнительным затратам относятся премиальные доплаты, надбавки за работу на Крайнем Севере, полевое довольствие, единовременное вознаграждение за выслугу лет и другие дополнительные выплаты. Размер этих затрат определяют на основе отчетных данных в процентах от общей суммы затрат по всем предыдущим статьям.

К смете затрат на строительство скважины прилагается по-интервальная шкала для определения сметной стоимости 1 м проходки, которую составляют на основе произведенной в техническом проекте разбивки объема и продолжительности бурения по числу колонн, а внутри колонн — по интервалам глубин. Стоимость 1 м проходки определяют по каждому интервалу бурения (под кондуктор, техническую колонну, эксплуатационную колонну) делением затрат из сметного расчета № 4, рассчитанных по каждому интервалу, на число метров данного интервала. Расчет ведут отдельно по затратам, зависящим от времени и метров проходки.