Совершенствование нормативного хозяйства

Одним из важных документов, содержащим конкретные меры по повышению мобилизующей роли норм и нормативов в борьбе за экономию и бережливость в народном хозяйстве, является Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июня 1981 г. «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов».

В соответствии с этим постановлением расширяется номенклатура материальных ресурсов, по которым централизованно определяют задания по среднему снижению норм расхода. Меняется и само понимание нормы, усиливается ее мобилизующая роль.

В современных условиях под нормой понимается директивный показатель расхода ресурсов на производство единицы продукции заданного качества. Этот показатель устанавливают однозначно с последующим снижением его уровня в соответствии с заданиями по среднему снижению норм расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, установленных в пятилетнем плане. В нем же даются нормы расхода важнейших видов материалов в натуральном выражении на единицу продукции или работ, что позволяет контролировать расход важнейших видов ресурсов, составлять обоснованные материальные балансы на пятилетку.

Вводится также порядок централизованного установления индивидуальных норм на наиболее материалоемкие изделия. Этим ликвидируется практика завышения норм на отдельных предприятиях и в объединениях.

Одним из важнейших мероприятий по организации и совершенствованию нормативного хозяйства является единая система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов, одобренная Госпланом СССР.

Она содержит в себе комплекс научно обоснованных трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке перспективных и текущих планов, а также

организацию подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях планирования с применением ЭВМ.

Из этой системы следует, что задания по снижению норм расхода материальных и энергетических ресурсов планируют и учитывают нарастающим итогом в процентах к уровню норм базисного года пятилетки (последнего года предшествующей пятилетки). Такой метод оценки выполнения заданий по снижению норм создает заинтересованность в том, чтобы в минимальные сроки реализовать резервы экономии материальных и энергетических ресурсов, а не откладывать их использование на последние годы пятилетки.

Отличительная черта указанной системы норм и нормативов — ее комплексность, т. е. нормы и нормативы расхода материальных и энергетических ресурсов устанавливают не только в основном производстве, но и во вспомогательном, для ремонтно-эксплуатационных нужд и в строительстве. Это позволяет охватить нормированием более широкий круг производственных и строительных подразделений, направлений расхода материально-энергетических ресурсов, а также учитывать более полно и конкретно результаты работы по экономии материально-энергетических ресурсов.

Разветвленная система норм и нормативов позволит более обоснованно устанавливать задания по себестоимости продукции, а в составе этих заданий — лимит (предельный уровень) материальных затрат в денежном выражении на рубль продукции, что будет способствовать более полному выявлению резервов производства и их использованию, повышению уровня

хозяйствования.

Постановление от 30 июня 1981 г. предусматривает повышение роли специалистов и руководителей в пересмотре устаревших норм и нормативов. Предусмотрена личная ответственность руководителей за своевременный пересмотр норм. За техническую обоснованность норм и их внедрение отвечают главные инженеры и главные специалисты предприятий и объединений. Также определены меры по повышению заинтересованности коллективов в более эффективном использовании материальных и энергетических ресурсов. Так, величина сумм отчислений в фонды материального поощрения и социально-культурных мероприятий и жилищного строительства ставится в зависимость от экономии или перерасхода ресурсов. Это будет осуществляться прямыми отчислениями в указанные фонды определенной части суммы экономии, полученной за счет снижения материальных и энергетических затрат по сравнению с лимитом этих затрат, утвержденным в плане. При перерасходе материальных и энергетических затрат отчисления в фонды экономического стимулирования будут уменьшаться.

Предусматривается также расширение премирования рабочих, инженерно-технических работников за экономию материально-энергетических ресурсов по сравнению с прогрессивными технически обоснованными нормами расхода. Для этой цели может быть использовано до 75% от суммы фактической экономии материально-энергетических ресурсов в зависимости от их вида, дефицитности, стоимости единицы расхода.

Одно из важнейших мероприятий по совершенствованию нормативного хозяйства предприятий — внедрение автоматизированной системы сбора, накопления и обновления нормативной информации.

Автоматизированная система нормативной информации состоит из подсистем, перечень которых будет дополняться по мере развития системы. Это следующие подсистемы норм и нормативов:

расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии;

определения потребности и использования оборудования;

затрат труда и заработной платы;

капитального строительства;

для расчета производственных мощностей;

финансовых норм и нормативов;

социально-экономических норм и нормативов;

охраны окружающей среды.

В рамках данной автоматизированной системы на основе анализа и обработки существующей нормативной документации создаются фонды прогрессивных норм и нормативов, которые составляют специализированную базу данных, закладываемых в память ЭВМ. На основе этой информации с помощью средств программного обеспечения анализируют динамику норм и нормативов и их прогнозируют на очередной плановый период, контролируют их выполнение на основе сопоставления данных о фактическом удельном расходе ресурсов с нормами и нормативами, установленными в плане.